«По социальному контракту» |

В 2019 году в восьми российских регионах стартует «пилотный проект» по борьбе с бедностью

«По социальному контракту»
Министерство труда и социальной защиты рассчитывает отработать в этих регионах методику поддержки бедных семей. В  наибольшую группу риска сегодня входят семьи с детьми, безработные, граждане с низкой квалификацией и ухаживающие за пожилыми родственниками.
Первыми под действие программы попадут Кабардино-Балкария, Татарстан, Приморье, а также Ивановская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская и Томская области.
Выявить и посчитать
Впоследствии программа распространится на всю страну, под нее будут привлечены деньги из федерального бюджета. Основным инструментом выявления нуждающихся должна стать единая государственная система социального обеспечения (ЕГИССО). С помощью нее предлагается создать реестр семей с низкими доходами, после чего им будет оказываться адресная помощь в рамках социального контракта. Речь идет, в том числе, о помощи с трудоустройством.
«Работа на основе системы ЕГИССО уже ведется, но пока для адекватной оценки благосостояния населения в ней не хватает многих компонентов. В частности, хотелось бы, чтобы в этой системе помимо текущих социальных выплат нуждающимся гражданам учитывались доходы членов их семей и информация об их имуществе. Все это потребует некоего объединения, слияния различных баз. Они уже существуют, но пока разрозненно в разных ведомствах. Например, данными по имуществу заведует Росимущество, вопросами доходов занимается Налоговая служба, какая-то часть данных есть у Пенсионного фонда. В этой связи стоит глобальная задача объединения различных информационных систем для более адекватной оценки количества нуждающихся граждан и их финансового положения», – объясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня», эксперт Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина.
Адресная помощь  
Ранее глава Счетной палаты Алексей Кудрин назвал проблему бедности в России очень острой. По его мнению, даже если темпы роста экономики поднять до 3,5% и выше, с учетом большего перераспределения ресурсов на бедные семьи, все это позволит снизить бедность до 2024 года только на 30%. Но президент Путин ранее в майском указе поставил правительству более амбициозные задачи – сократить уровень бедности в два раза. Именно поэтому сейчас разрабатываются новые подходы в решении этой проблемы.
«Подходы в борьбе с бедностью могут быть разные. Нужно смотреть, какие факторы бедности у каждого конкретного домохозяйства. Одна из самых популярных причин – это отсутствие работы, но поскольку в рамках нового проекта особое внимание уделяется социальному контракту, то будут приняты меры по выходу семей на самообеспечение и содействие в трудоустройстве.
В этом случае естественные доходы членов семьи возрастают, и им удается преодолеть кризисную ситуацию, выйти из бедности. Еще одна проблема – низкий уровень заработных плат. Здесь надо смотреть, может ли кто-то из членов семьи получить переобучение, чтобы повысить уровень своей квалификации и увеличить зарплату.
Возможно, какие-то проблемы связаны с устройством ребенка в детский сад или помощью пожилым родственникам, нуждающимся в постоянном уходе. Жизненные обстоятельства не всегда позволяют работать трудоспособным членам семьи. Если устроить ребенка в ясли или обеспечить уход за пожилым, тогда у семьи появляется возможность повысить уровень занятости и увеличить доход», –  объясняет Елена Гришина.
Наибольшую же группу риска составляют семьи с детьми. По словам главы Минтруда РФ Максима Топилина, их доля от общего числа бедных составляет 65-70%. Как отмечает эксперт, этой группе семей следует оказать приоритетную поддержку при реализации «пилотного проекта» по борьбе с бедностью.
Андрей Петров
Фото bukvu.com

Возврат к списку

AlfaSystems massmedia K3FN2SA