Костюмчик с характером |

Вот и весна. Модницы придумывают себе оригинальные фасоны платьев, а в Березниковском драматическом театре швеи в предвкушении новой постановки «Анна Каренина» радуются тому, что их ожидает интересная работа над костюмами прошлой эпохи

 Костюмчик с характером
От эскиза – до костюма
Начальника пошивочного цеха БДТ Наталью Браун я застала не в лучшем расположении духа. Опять в костюмерной потекло с потолка. Надо спасать платья из спектакля «Евгений Онегин», которые покрылись мокрыми разводами. Добавилось работы костюмерам Елене Романовой и Татьяне Чугаевой, которые ухаживают за театральными костюмами, чистят их, отглаживают, помогают во время спектаклей актерам переодеваться. Привыкшие во время просмотра спектаклей воспринимать костюмы, как неотъемлемую часть образа героев, мы редко задумываемся над тем, сколько труда тратят на их создание режиссеры, художники, портные и швеи.
Наталья Ивановна руководит пошивочным цехом без малого 20 лет. Она является связующим звеном между авторами эскизов и изготовителями костюмов. Воплотить художественный замысел в жизнь непросто. Бывает, и ночами не идет из головы образ, в который нужно вдохнуть жизнь. После того как на техсовете в театре утверждаются эскизы костюмов, Наталья Браун вместе с главным художником театра Татьяной Кудрявцевой (г. Пермь) или другими приезжими художниками колесят по магазинам в выборе нужной ткани. Случалось выезжать на поиски подходящей ткани и в Пермь, и в Екатеринбург, чтобы не пострадал замысел спектакля.
– Мы научились сотрудничать с художниками даже по скайпу, – рассказывает Наталья Ивановна. – К примеру, во время подготовки спектакля «Самоубийцы» художник по костюмам находилась в Москве, мы отсылали ей снимки тканей, а если она не одобряла, заново ехали в магазин за покупкой. Примерки тоже проводились по скайпу.
У Натальи Браун и двух швей Елены Шалахиной и Нины Червяковой большой объем работы. Одна за другой идут премьеры спектаклей, нужно успеть сшить новые костюмы, причем сразу двум составам актеров. Приходят в негодность сценические одеяния, в которых актеры играют спектакли по нескольку лет, их нужно обновлять.
В некоторых спектаклях, например, в «Обыкновенном чуде» помимо одежды ярких цветов пришлось сшить всем героям костюмы-­близнецы из серой ткани, в которые они переодеваются, чтобы подчеркнуть трагичность момента. В спектакле «Пять вечеров» швеи сшили герою сразу два пальто, одно по фигуре, второе на два размера больше, чтобы он мог обхватить его полами двух партнерш. В постановке «Второе нашествие марсиан» всем персонажам пришлось сшить классические плащи –
готовых в магазинах найти не удалось.
– У нас работают уникальные мастерицы, – говорит руководитель литературно-­драматической частью БДТ Анна Марченко. – На швейных фабриках, или в ателье швеи выполняют определенные операции, а наши совершенно универсальны – они шьют все – от перчаток и корсетов до шуб и шинелей. Театральный костюм очень влияет на раскрытие образа. Не случайно еще на этапе создания эскизов художник различными деталями, цветом предметов гардероба старается передать особенности персонажа, что позволяет актерам проследить характер пьесы и героя и что-то почерпнуть для себя.

Одухотворенные классикой
При создании костюмов швеям приходится проявлять истинную изобретательность. То им нужно решить задачку, как изготовить свадебную пижаму, да так, чтобы она и застегивалась, и легко распахивалась в нужный момент, или, как сшить из органзы восточные шаровары, да так, чтобы они не разошлись по швам. Из тапочек они «бутафорят» лапти, сказочные туфельки расшивают камнями, шьют костюмы из пайеток. При этом им приходится становиться свидетелями того, как по режиссерскому замыслу театральный наряд буквально уничтожается на сцене. Например, в одной из постановок платье героини обильно поливают грязью, после чего его остается только выбросить в мусорную корзину, а к следующему спектаклю нужно сшить новое! И так каждый раз.
Несмотря на сложность, самое любимое занятие швей в театре – создание костюмов минувших эпох – пошив пышных платьев на кринолиновой основе, с оборками, тесьмой, на корсетах. Возни с ними много, но зато, когда получается маленькое произведение искусства, радости мастериц нет предела. Они не без сожаления говорят о том, что в последнее время все больше приходится шить для спектаклей современные костюмы, а это не тот размах для творчества. Поэтому они с нетерпением ждут работы над «Анной Карениной» в постановке режиссера Дмитрия Акимова из Иркутска.
Еще работницам пошивочного цеха нравится трудиться над спектаклями, для которых нужно создавать много разноплановых костюмов. Вот, например, в спектакле «Строгановы» они одевали и крестьян, и революционеров, и соленосов. Бывший режиссер Денис Кожевников любил массовые сцены, поэтому первоначально задуманные шесть костюмов постепенно увеличивались до 22. К некоторым постановкам шили более полусотни костюмов. Приходилось и вечеровать, и работать по выходным.
Хозяйство у Натальи Браун большое – костюмерная, густо увешенная костюмами к репертуарным спектаклям, и два склада. Коллеги удивляются, как ловко и быстро в нужный момент среди такого обилия нарядов она находит нужный.
– А бывает, что актеры капризничают, не нравится им театральный костюм?
– Это они любят, – с улыбкой отвечает начальник пошивочного цеха. – Но тут уж главное слово за режиссером.
– С какими еще сложностями в работе вы сталкиваетесь?
– Приходится много времени тратить на поиск нужной ткани, чтобы создать костюм, который будет способствовать раскрытию образа. Непросто и воплотить идею художника, который нарисовал костюм и уехал, а нам приходится самим все додумывать до конца.
– Какую, на ваш взгляд, роль костюм играет в спектакле?
– Очень большую. Не случайно на этапе репетиций, когда костюм еще не готов, актеры просят изменить какую-то деталь будущего костюма, или одежду из старого спектакля, чем-то напоминающую ту, что предстоит надеть. Театральный костюм позволяет вжиться в образ.
В настоящее время в пошивочном цехе ждут художника с эскизами костюмов к новому спектаклю «Папа». Еще нужно обновить платье для героини спектакля «Варшавская мелодия», который идет на сцене БДТ уже шесть лет, освежить наряды к спектаклю «Пашка Факир», который показывают четыре сезона. Дел в пошивочном цехе невпроворот, зато, когда создатели театральных костюмов видят свою работу на сцене, их переполняет чувство гордости. Все же почетней для швей служить не моде, а искусству, театру, рождению спектаклей, любимых зрителем.
Юлия ПАЛЬНИКОВА
Фото автора

Возврат к списку

Актуальные новости

AlfaSystems massmedia K3FN2SA