Помоги найти котёнка |

Советы психолога по поводу уникального эксперимента волонтеров и подсказки родителям, как уберечь своих ребятишек от маньяков

Помоги найти котёнка
-Не хочешь помочь мне? Я котенка потерял... Я тебе мороженое за это куплю, – незнакомец в коричневой куртке подсаживается на лавочку к одинокому мальчишке и протягивает мобильник – на экране светится милое фото «потеряшки».
Мальчик сначала ерзает на скамейке:
– Мне мама сказала здесь сидеть.
…Но любопытство берет верх, и малыш спрыгивает с лавочки, бежит вслед за темной фигурой взрослого искать и спасать животное.
Именно так поступили 42 ребенка из 57! Окажись на месте незнакомца со смартфоном реальный преступник, искали бы уже не котенка, а целый класс детей. Но в нашей истории похититель –
не маньяк, а волонтер новосибирского отряда «Лиза Алерт» Павел. Он вместе с друзьями-поисковиками провел необычный эксперимент с одобрения мам и пап ребятишек.
– Более 50 родителей согласились помочь нам в эксперименте. В назначенное время они привели детей в Березовую рощу, – рассказывает руководитель местного отряда «Лиза Алерт» Алеся Яблонских. – В какой-то момент мама или папа делали вид, что отлучаются по делам.
«Пойду куплю сахарной ваты, сиди здесь», – говорили родители детям. А дальше выходил на сцену тот самый незнакомец со смартфоном и фотографиями котенка.
– Я такого не ожидал, – признается Павел. – Большая часть детей абсолютно спокойно ушли за мной. Буквально несколько секунд общения – и ребенок твой. Это страшно.
Роль «плохиша» исполнял не только он, но и три девушки – тоже волонтеры из отряда «Лиза Алерт». Им удавалось уболтать ребенка покинуть лавочку, где его оставила мама, еще быстрее Паши.
– Я до сих пор в ужасе от того, как легко было увести детей! Мне хватило всего 15 секунд, чтобы подойти к ребенку, сказать: «Привет, я потеряла котенка. Поможешь найти?» – и ребятишки брали меня за руку, шли со мной. Мне даже никаких фотографий показывать не пришлось! – переживает Анна Тимонова. – Были брат с сестрой, которые сказали: «Давайте только быстро поможем котенку и вернемся, а то мама будет переживать». Несколько ребятишек после предложения сходить со мной за котенком отвечали: «Нет, мне сказали с незнакомыми людьми никуда не ходить». Я говорила, мол, я же девочка, я же не могу тебя украсть. И тогда ребятишки все-таки вставали и шли за мной. Детям кажется, что украсть их может большой страшный дядька, поэтому мне они легко доверялись. Не согласились никуда уходить только двое. Один – пятилетний мальчик, который сидел на лавочке со своим семилетним другом. Причем второй мальчишка согласился помочь мне. В другом случае девочка пошла со мной, но когда поняла, что я иду не в ту сторону, куда отправилась ее мама, начала задавать мне вопросы и остановилась.
Интересно и другое: посторонние взрослые, сидевшие на соседних лавочках, видели, что ребенка уводят чужие люди. И реакции не было никакой! Лишь опускали глаза в свои телефоны...
– Этот эксперимент показал, насколько мало внимания мы уделяем своим детям, –
считает Алеся Яблонских. – Сунули планшет в руки или пульт от телевизора – и все, ребенок занят, а мы счастливы. А о том, что дети копируют модель поведения персонажей из мультиков и фильмов, которые очень не похожи на реальную жизнь, мы не задумываемся. В мультиках нет маньяков и насильников...
Ольга Б., мама пятилетнего Богдана, была почти уверена, что сын не поведется на уловки «похитителей».
– Год назад я сама просила одного из пап на детской площадке увести моего сына. И потом мы с Богданом долго обсуждали, что нельзя идти за незнакомым человеком, даже если он тебя просит помочь. Но тут, видимо, шаблон сломался: в роли незнакомца была приятная девушка, а милое фото котенка совсем усыпило бдительность... Сын напрочь забыл все, чему я его учила, – вздыхает Ольга.
Вопрос дня
Мы спросили у Алеси Яблонских: «Так, может быть, дело в том, что похитителями были в том числе улыбчивые девушки?»
– Думаю, это мало повлияло на результат. Ведь Павел тоже не вызывал у детей отрицательных эмоций. Большинство добровольно пошли за ним, – говорит Алеся. – Не только вы, но и многие родители были удивлены результатами эксперимента. Они почему-то считают, что вот их-то ребенок точно никуда не пойдет с чужаком. Но вы говорили об этом с самим малышом? Объясняли ему, почему это делать нельзя? При этом важно рассказать, что опасны могут быть не только незнакомцы. Бывали случаи, когда дети становились жертвами знакомого семьи – не друга, а именно, знакомого. И об этом тоже надо говорить!

Комментарий психолога

«Дети перестали бояться!»
Психолог Сергей ЛУНЮШИН прокомментировал итоги эксперимента:
– В современном мире становится все меньше опасностей. Дети это чувствуют. И угроза становится для современных детей виртуальной, они ее видят только в компьютерных играх, а значит, забывают о возможности реального риска. Это с одной стороны. С другой, «подопытными» были совсем маленькие дети, которым взрослые постоянно говорят: надо быть общительным, воспитанным, открытым. Вот ребенок и показывает свою отзывчивость – он хочет помочь котенку. К тому же современные родители часто забывают очертить для ребенка важный круг: есть близкие люди, а есть – другие. И к ним, или за ними ни в коем случае идти нельзя. В советское время это знал любой школьник.
Дело не в половой принадлежности «похитителя», а в том, насколько человек располагает к себе, поэтому, в принципе, эксперимент вполне отражает действительность. Если попадется обаятельный преступник – жди беды...
Только цифры
В эксперименте участвовали 57 детей в возрасте от 5 до 9 лет. На поиски котенка не отправились только 15 человек. В среднем, одного ребенка «похитители» очаровывали за полминуты. Для примера, в прошлом году за незнакомцами ушли
12 детей из 20, в 2017-м – 16 из 22,
в 2016-м – 8 из 16.
Как научить детей безопасности?
Нужно четко выучить правило «взрослый просит помощи только у взрослого». Незнакомец может пойти на хитрость и сказать ребенку, что маме стало плохо и она попросила привести ребенка к ней. Проговорите такую ситуацию с вашим ребенком и объясните, что вы никогда не будете так делать.
Ребенок должен быть знаком с понятием «дистанция для незнакомцев». А также четко помнить, что разговаривать с незнакомыми можно не более 5 секунд. От навязчивого взрослого надо срочно уйти в безопасное место: к знакомым взрослым или домой.
Важно, чтобы ребенок был постоянно на связи, например, по телефону. Если незнакомый или даже знакомый человек куда-то зовет, ребенок должен сначала позвонить родителям, а потом уже идти, если родитель дает добро. Если не дозвонился, то он никуда не идет.
Нужно спокойно поднимать тему безопасности в каждом разговоре с ребенком. Едете на общественном транспорте – задайте малышу вопрос: а что бы он сделал, если бы вышел на остановке, а мама не успела выйти из вагона, или наоборот. Пофантазируйте и подскажите правильный ответ. Такая тактика хорошо работает.

Возврат к списку

Актуальные новости

AlfaSystems massmedia K3FN2SA