С купеческим размахом 2 |

Старейшее в городе – второе после содового завода – предприятие имеет богатейшую историю и продолжает вписывать в ее страницы интересные факты современной действительности

С купеческим размахом 2
Как это было
Ярким свидетельством солидного возраста «Типографии купца Тарасова» является театральная афиша, выпущенная на предприятии в 1895 году, которая хранится в музее современной типографии. Музей собирался по крупицам. Неоценимую помощь в его создании оказала Таисия Павловна Смолина, проработавшая в типографии более полвека.
Типография была основана в Усолье купцом второй гильдии Иваном Ивановичем Тарасовым в конце XIX века. В то время уездный город Пермской губернии являлся крупнейшим торговым центром, где имелось до двухсот лавок и магазинов, а его культурный облик определялся наличием нескольких школ, ремесленного училища, рабочего театра, кинематографа,  двух библиотек, великолепного архитектурного ансамбля Спасо-Преображенского Собора.
Бойкая торгово-промышленная  жизнь определила необходимость появления в Усолье полиграфического предприятия. 48-летний Иван Тарасов арендовал у помещика М. Кузнецова здание, приобрел типографское оборудование у купца И. Щеголихина и начал принимать заказы.
Первыми заказчиками стали Лысьвенский и Березниковский содовые заводы. Заказывали, в основном, заводские отчетные бланки, книги учета, ведомости, а так же входные билеты в театр, кинематограф, рекламные афиши спектаклей, концертов. Газет уездный город не имел.
Из письма дочери купца Тарасова Евдокии Ивановны Тарасовой:
«Со слов старших помню, что Типография открылась где-то в 1895 году. Я тогда еще маленькой была. Помню, что Типография находилась на 2-ом этаже  каменного дома, который стоял у моста, против пожарной части. В этом же здании был кинематограф.
Занимала Типография всего две комнаты. Хорошо помню лестницу – деревянную, кривую, скрипучую. Говорили, что когда работает печатная машина, здание расшатывается и люди боялись, что пол может провалиться. Но этого, Слава Богу, не случилось».
Стоимость типографии к началу ХХ века составляла 7055 рублей. Первый год в типографии действовала только одна ручная печатная машина и трудилось всего пять рабочих. Затем количество заказов увеличилось в несколько раз. После чего Иван Тарасов арендовал у купца М. Мальцева каменное помещение на Набережной (ныне – Республиканской) улице.
По воспоминаниям старейшего печатника П. Якимова, в 1910-1916 годах типография пополнилась оборудованием: имела уже 3 печатных ручных машины, в том числе «Бостонку», 5-6 реалов шрифта и переплетный цех.
Рабочих в типографии было 15 человек и при них несколько учеников. Строгой специализации у рабочих не было – так повелось с давних пор: при наплыве заказов печатники становились к наборным кассам, переплетчики помогали печатникам и, проработав в типографии несколько лет, рабочие умели делать все.
Годы потрясений
Заработки в типографии были низкие: квалифицированный рабочий наборщик мог заработать 15-25 рублей в месяц (средний заработок был 16-17 рублей, а ученики получали 3-5 рублей в месяц). Рабочий день был 10-12 часов, оплата за сверхурочные тоже была низкой.
Февральская революция 1917 года не улучшила положение рабочих-полиграфистов. Резко выросли цены на продукты и предметы быта, и жизнь рабочих стала, как и у солеваров, невыносимо тяжелой.
В начале марта 1917 года рабочие предъявили хозяину И.И. Тарасову требования о сокращении рабочего времени до 8 часов и 6 часов для подростков, увеличения заработной платы с учетом повышения цен на продукты питания на 100%. Тарасов отказался принять справедливые требования и продал типографию Верхнекамскому союзу кооператоров.
После революции Усольская типография была национализирована и объединена с Соликамской. Начиная с 1918 года ей пришлось сменить множество адресов, пока типография не получила прописку в Березниках.
Перед началом Великой Отечественной войны в типографии работали преимущественно мужчины. Но уже в конце лета 1941 года почти треть из них ушла на фронт. И все тяготы труда легли на женские плечи, Помимо работы в типографии женщинам приходилось заготавливать дрова для обогрева здания, помогать колхозникам убирать урожай. Но типография работала без перебоев, на полную мощностьь.
38 сотрудников типографии были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой  Отечественной войны», из них – 30 женщин.
Первая альтернативная
28 лет назад при «Типографии купца Тарасова» начали выпускать первую в городе альтернативную газету «Березники вечерние», которая вот уже почти три десятилетия продолжает рассказывать горожанам о важных и интересных событиях в городе и регионе, встречи с ней ждут во многих семьях.
– В июле этого года исполняется 20 лет, как я работаю в «Вечерке», – говорит корреспондент газеты Юлия Пальникова. – Самое ценное, что мне подарила «Вечерка» – творческую самореализацию и возможность рассказывать на страницах газеты об интересных людях, воодушевляя читателей их примерами. Мне не нужно заглядывать в журналистский блокнот, чтобы вспомнить многих героев своих публикаций: тяжелую судьбу женщины со сказочной фамилией Натальи Принц, посвятившей себя самоотверженному служению супругу, обездвиженному болезнью; счастливые лица ребят из коррекционной школы, приехавших отдыхать в новый полевой лагерь на Редикоре; полные боли глаза женщин, которые спасались от житейских невзгод в первом в Березниках кризисном отделении при Доме милосердия; всегда восхищающую гранями своего таланта основательницу школы театра балета Галину Цыганову… Каждая человеческая судьба и история становилась частичкой моей жизни. Вспоминаются увлекательные командировки – в Пермь на экспозицию истории моды Александра Васильева, в Пожву, где рядом со старинной усадьбой Всеволожских в середине 2000 годов все еще соседствовал единственный в крае действующий Дом пионерии, поездки на различные фестивали. Хочется и сегодня делиться с читателями интересными впечатлениями и помогать людям в решении важных вопросов. А газета это умеет! Вспоминается один из таких примеров. Одно время Быгельский лог превратился в настоящую свалку для металлолома. Фотокорреспондент «Вечерки» Игорь Фалько сделал снимки более 30 кузовов складированных разбитых автомобилей. Корреспондент газеты Людмила Дмитриева написала статью «Гараж с видом на Быгель», а фотографии выложила на брифинге для журналистов на стол перед вице-мэром. Автохлам в сором времени вывезли.
Подобных примеров за долгие годы работы «Вечерки» было множество. Яркий след  своими интересными публикациями в газете оставили Алексей Зайцев, Юрий Смирнов, Михаил Хачатурян, Михаил Ермолович, Людмила Комондирова, Елена Азанова, Галина Гусева, Елена Огородова, Сергей Волков, Нина Шиляева, Владимир Потехин, Наталья Солдатова, Зоя Журкина и другие корреспонденты. Ни одна ошибка не могла проскочить у бывшего редактора Валентины Яковлевны Огарь и ответсека Ольга Бажутиной.

Возврат к списку

Актуальные новости

AlfaSystems massmedia K3FN2SA