Юрий Баранов. Березники и березниковцы |

Всё, к чему прикасается рука художника, становится историей – на портретах продолжают жить люди, в пейзажах – уголки города и природы.
К приближающемуся 90-летию Березников «Вечерка» открывает рубрику «Город глазами художника»

Юрий Баранов. Березники и березниковцы
На краю города
В эти дни они оба готовятся к юбилеям – город и художник Юрий Баранов, который вскоре отметит свое 75-летие. В его квартире, где едва вмещаются мастерски выполненные работы, развешанные на стенах и сгрудившиеся на полу, уживаются рядом портреты известных горожан, знакомые улицы и переулки. Вот улица Пятилетки после дождя, вот уютный дворик по улице Труда – с детства знакомые места. Художник отбирает работы к своей персональной выставке.
Городской пейзаж выдает в авторе любителя прогуляться по старой части города, воодушевляясь сталинской постройкой, ее неповторимыми особенностями, зданиями с колонами и лепниной, или же покосившимися старыми сараями, в которых когда-то березниковские семьи держали нехитрый скарб или скот. В семье Барановых, которая перебралась в Березники из Усолья в 50-х годах в подобном сарае тоже держали корову.
– Мы переехали в район, который в народе прозвали Шанхаем – там располагалось общежитие китайцев, приехавших работать в Березники во времена тесной дружбы между нашими странами. Дом наш стоял последним на перекрестке улиц Челюскинцев и Ломоносова, дальше строений не было – только большие поля, где сажали картошку. Однажды эти поля спасли жизнь летчику, совершившему вынужденную посадку, и живущим поблизости березниковцам. Моя мама вместе со своей сестрой стали очевидцами этого происшествия. Они мирно беседовали на балконе и вдруг увидели, как прямо на них пикирует самолет. Очень испугались. В последний момент самолет развернулся и упал на поле. Как позже выяснилось, в этот день проводились ученья, в небо поднялись сразу несколько самолетов, но не рассчитали горючее. Второй самолет приземлился в районе магниевого комбината. Всего вынужденную посадку в этот день совершили в Березниках 4 самолета.
На глазах маленького Юрия рыли котлованы на месте будущего Первого пруда. Он рос вместе с городом. С братом Борисом – будущим главным архитектором Екатеринбурга – они занимались в художественной студии Алексея Корякина, ходили пленеры.
– Помню, мы с натуры рисовали скульптуры в парке – физкультурниц, футболистов с мячами и в Треугольном сквере – центральную декоративную скульптуру – Льва с кабаном. Скульптуру льва в 1963 году заменили на памятник пионеру Павлику Морозову, который разрушился и был демонтирован в конце 80-х годов.
Из детских воспоминаний Юрия Баранова наиболее ярко сохранились два. Семилетним мальчиком он запомнил 5 марта 1953 года: они идут с бабушкой по улице Пятилетки и слышат необычно протяжные заводские гудки, сливающиеся в какофонию звуков. Прохожие переговариваются: «Что случилось?» – «Умер Сталин». С тех пор в этот день в городе вывешивали траурные флаги.
Второе воспоминание уводит в усольскую больницу: сильная боль в животе, подозрение на перитонит, но врач боится взять на себя ответственность и сделать операцию. Отец везет сына зимой на санках по камскому льду до содового завода, там договаривается с машиной и они едут в городскую больницу. Спасают жизнь Юрию Баранову ссыльный немец, будущий академик Евгений Антонович Вагнер и главный хирург города Александр Павлович Носков.
Уходящая натура
Художник рисует город, рисует дома и стены,
Художник рисует краской родные ему черты.
Короткие встречи, транспорт, сплошные немые сцены –
Птицы на горизонте, строящиеся мосты…
Какой он, город Юрия Баранова? Советский проспект, живописный разноцветной осенью и белоснежной зимой, с чугунными оградами, которых сегодня, увы, в городе почти не осталось; типовое здание советской архитектуры бывших ясель № 10; старенькие баньки на Зырянке, сараи в Ардуановском переулке; домики теплого розоватого оттенка с множеством интересных деталей на ул. Олега Кошевого – рядом уснувшие на зиму клены. К сожалению, сегодня эти клены остались только на полотнах художника, так же как и покосившиеся сараи в старых двориках, где горожане сушили белоснежное, хрустящее от мороза белье.
Ушли в прошлое с городских улиц и старенькие «антилопы» – машины под брезентом, – которые возили на заводы рабочих.  Только в памяти, да на картинах остались невероятно богатые цветники советского периода, на которых можно было встретить надписи из цветов «Слава КПСС».
Юрий Баранов не испытывает ностальгию по советскому периоду, но ему не хватает того основательного подхода к заботе о городе, который когда-то был. Понятно, что за несколько десятилетий постарел жилой фонд, но это, по мнению художника,  предполагает, что нужно проявлять еще больше усилий, чтобы поддерживать его в хорошем состоянии.
– Даже в молодом городе регулярно работали бригады, которые штукатурили дома. Все делалось качественно, надолго. А сегодня, если что-то делается, завтра уже отваливается. Да и часто ли мы видим, чтобы облагораживали фасады домов, ремонтировали балконы? Конечно, это требует вложений, но этим необходимо заниматься, особенно на центральных улицах, – говорит Юрий Баранов. – Нужно не только ремонтировать старый фонд, но и создавать что-то новое в определенной стилистике. Раньше художников не редко приглашали в городскую администрацию, советовались в подобных вопросах. Хорошо бы вернуть эту практику. У города должно быть свое лицо!
35 лет художник проработал оформителем на содовом заводе, рисовал плакаты, стенгазеты, делал наброски с видами предприятия. В акварелях автора сохранились здания  уникального городка на старой соде, построенного в 1909-1914 годах по проектам архитектурного бюро Турчевича, который состоит из дома управляющего заводом, госпиталя, двухклассного училища и жилых домов. Сейчас они находятся в самом центре промзоны ООО «Сода-Хлорат» и являются объектом культурного наследия регионального значения.
Примечательно, что дед художника – Максим Александрович Баранов в начале прошлого века тоже работал на «Соде»: девятилетним мальчиком он возил в повозке управляющего заводом, повзрослев, работал аппаратчиком, поднялся до мастера. В то время, когда интенсивно развивалось содовое производство под руководством промышленника Ивана Любимова, устроиться на завод было большой удачей: содовики получали зарплату в два раза выше, чем рабочие на сользаводе – так следует из воспоминаний деда.
От портретов до шаржей
По признанию Юрия Баранова, на написание городского пейзажа его вдохновляет не просто интересная архитектура, а те неповторимые особенности, которые она приобретает в бликах утреннего солнца, вечернего заката, игре теней и света, отражении в лужах.
Но город – это не только здания, это, прежде всего, – люди. Художник Баранов создал целую галерею портретов березниковцев. Ему была чужда мода на написание лиц ударников труда в советский период, он всегда искал интересные характеры и красоту, подмечал неповторимые особенности героев.
Как живая смотрит с портрета бывший искусствовед городского музея Лариса Федоровна Коржавкина, полуприкрытый взгляд, сложенные на груди ладони – свойственный ей характерный жест – передают знакомое многим состояние вдумчивости и умиления музейного работника. А вот портрет музыканта Анастасии Вайненгер – образ русской красавицы, портрет руководителя танцевального коллектива Анны Паламарчук, в линиях которого автор мастерски передал свойственную героине экспрессию.
Юрий Алексеевич – человек с юмором. Не случайно многих известных в городе людей, своих близких друзей он запечатлел в серии шаржей. В их числе старейшина «Пятерки» художник Лев Новиков с сотоварищами, «отец Василий» – он же известный акварелист Василий Аникеев, тренер по айкидо Леонид Чемов и другие. Для каждого персонажа автор нашел свой образ, – и все они вызывают искреннюю улыбку.
На вопрос, над какими портретами художник еще хотел бы поработать, неожиданно он ответил, что ему интересен типаж бомжей. Вероятно, в скором будущем его работы расскажут и об этой стороне городской жизни.
До открытия персональной выставки Юрия Баранова осталось пару месяцев. Это время он планирует провести плодотворно – написать уголки родного города и посвятить работы 90-летию Березников.
Юлия ПАЛЬНИКОВА

Возврат к списку

Актуальные новости

AlfaSystems massmedia K3FN2SA