Осмотрят «вполглаза» |

Осмотрят «вполглаза»

Осмотрят «вполглаза»
В правительстве отказались упразднять техосмотр, но предложили поблажки
Обсуждается даже радикальная идея проверять машины только старше 8 лет
Несмотря на многочисленные вбросы в СМИ о грядущей отмене обязательного техосмотра частных машин, в правительстве РФ решили сохранить обязательный статус процедуры. С подачи Министерства транспорта опубликован проект постановления, которое в случае принятия начнет действовать с 1 марта 2022 года — то есть одновременно с крупным штрафом за езду без диагностической карты. Постановление, с одной стороны, сохраняет обязательность техосмотра для всех категорий транспорта, а с другой — вводит ряд послаблений.
Исключат «лишние» проверки
Впервые об упрощении процедуры техосмотра около месяца назад заговорили в МВД, предложив убрать множество пунктов, в том числе об отсутствии трещин на лобовом стекле (одна из самых популярных причин «неудов» во время осмотра). На столь радикальные изменения в Минтрансе не решились, но в остальном список напоминает тот, что ранее был предложен силовиками. Из процедуры исчезли, например, проверки коррозии деталей тормозной системы, работоспособности стеклоомывателя, наличия аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки, а также инструментальная проверка шумности выхлопа. Оператор закроет глаза на каплепадения технических жидкостей и не будет проверять места установки государственных знаков.
Однако,  по мнению экспертов, упрощение процедуры не приведет к экономии времени: большая часть трудоемких проверок осталась — это оценка распределения тормозных усилий, токсичности выхлопа, распределение света фар и так далее, поэтому как такового ускорения процедуры ждать не стоит.  
Техосмотр остается в силе
Директор федеральной сети станций техосмотра «ТОПСТО» Геннадий Безносов считает, что новый законопроект как минимум свидетельствует об отказе правительства от идеи превращать «легковой» техосмотр в добровольную процедуру.
— Тот факт, что Минтранс активно включился в законотворческую деятельность и проработал процедуру техосмотра, на 99% свидетельствует о том, что мечты господина Черникова (Михаил Черников, глава ГИБДД России. — Прим. ред.) об отмене обязательного техосмотра не сбудутся, — убежден он.
За отмену техосмотра, впрочем, выступает ряд законотворцев. Депутат Государственной думы Вячеслав Лысаков считает идею главы ГИБДД по существу верной.
— Моя частная точка зрения: можно отменить техосмотр, но одновременно предусмотреть пакетную ответственность — от административной до страховой, финансовой и уголовной, если в ДТП с транспортным средством кто-то пострадает. Собственник должен покрывать эти потери, потому что автомобиль — источник повышенной опасности, и за машиной нужно следить. Нужно каждые 10 тысяч километров или раз в год проверять ее состояние и не ждать, когда шаровая отвалится и машина уйдет в лоб на встречку.
При этом Вячеслав Лысаков подчеркивает, что на данный момент никакого законопроекта об отмене техосмотра даже не рассматривается, а предложения Михаила Черникова носят статус мнения, а не законодательной инициативы.
Срок без осмотра увеличат до 8 лет?
В некоторых регионах наблюдается нехватка пунктов техосмотра, поэтому в кулуарах обсуждается довольно радикальная идея освободить от техосмотра легковые автомобили в возрасте до 8 лет (сейчас — до 4 лет).
— Пока это лишь идея, и ее нет даже в проекте, но она активно обсуждается в профессиональном обществе, — уточняет Геннадий Безносов. — Она рассматривается как альтернатива полной отмене техосмотра, и хотя не обсуждается открыто на официальных заседаниях, активно муссируется в неофициальной плоскости. Хотя операторы техосмотра, естественно, против, потому что такой подход сократит рынок.
Впрочем,  не так сильно. Например, в этом году необходимо проходить техосмотр автомобилям 2018, 2016, 2014, 2012 и более ранних годов. Если период без осмотра увеличится до 8 лет, выпадут порядка 5,5 млн автомобилей (статистика АЕБ), то есть около 10% общего автопарка России, средний возраст которого превышает 13 лет. Поэтому в правительстве могут решиться на такую меру для снижения напряженности в обществе и нагрузки на операторов.
Что происходит с техосмотром сейчас?
В России продолжается масштабная реформа отрасли, стартовавшая в марте 2021 года. Ее главное следствие — сокращение количества нелегальных «продавцов» техосмотра и более жесткий контроль. Например, появились прецеденты аннулирования диагностических карт в случае выявление подлога.
22 августа 2021 года исчезла необходимость проходить техосмотр для оформления полиса ОСАГО. Попутно возникло опасение, что страховые будут массово регрессировать клиентов, которые попали в ДТП без действующей диагностической карты. Эксперты оценивают такую перспективу скептически, но, например, председатель Государственной думы Вячеслав Володин придерживается другой точки зрения:
— По действующему законодательству, если водитель автомобиля, не прошедшего техосмотр, станет виновником ДТП из-за технической неисправности, то страховка не будет работать, — пояснил он. — Например, если у автомобиля откажут тормоза и он столкнется с другой машиной, то сначала страховая по ОСАГО оплатит владельцу пострадавшего авто причиненный ущерб, а затем потребует у виновника аварии вернуть компании эти деньги.
Пока же пункты техосмотра ощутили резкий отток клиентов, например, если в последнюю неделю до реформы (16–22 августа) техосмотр прошли 184 тысячи автомобилей, то в следующую за ней — 157 тысяч. При этом спрос на услугу не упал до нуля и держится на июльском уровне.
В данный момент мотивация проходить техосмотр для легковых автомобилей практически отсутствует — штраф за езду без диагностической карты предусмотрен лишь для коммерческого транспорта и такси. Однако уже с 1 марта 2022 года вводится штраф в 2000 рублей для частных автовладельцев, и автоматические камеры смогут фиксировать нарушение в ежедневном режиме. В Совете Федерации предлагают сместить введение штрафа уже на 1 октября 2021 года.
Продолжает действовать «мишустинская отсрочка»: диагностические карты, срок действия которых истекал до 30 сентября 2021 года включительно, продлили еще на полгода. Например, владельцы карт, истекающих 1 сентября 2021 года, могут не проходить техосмотр до конца февраля 2022 года. Проверить срок действия вашей диагностической карты можно с помощью сайта Гибдд.рф (последний пункт в разделе «Проверка автомобиля»). Понадобится лишь VIN вашей машины.

Между тем:
По информации РИА Новости,  во вторник в Госдуму внесен проект закона об отмене обязательного прохождения техосмотра личного транспорта, рассказали РБК в "Единой России".
Ранее секретарь генсовета партии Андрей Турчак пояснил, что нововведение подразумевает сохранение обязательного ТО только при смене владельца и только если автомобиль или мотоцикл старше четырех лет. Для всех остальных случаев предлагается сделать процедуру добровольной. Эта инициатива распространяется исключительно на физических лиц. Для коммерческого транспорта она действовать не будет.

Возврат к списку

Актуальные новости

AlfaSystems massmedia K3FN2SA